Границы сердца по возрастам у детей

Границы сердца у детей: способы определения, нормы по возрасту, отклонения

Границы сердца по возрастам у детей

В последнее время отмечается рост патологий у детей, связанных с сердечно-сосудистой системой. При раннем выявлении недуга процент выздоровления намного выше.

Одним из эффективных методов определения работоспособности главного органа в организме является перкуссия.

Рассмотрим алгоритм определения границ сердца у детей, причины отклонений от нормы, а также на какие заболевания они указывают и как их предотвратить.

Особенности сердечно сосудистой системы ребенка

Сердечная мышца у ребенка имеет свои анатомические особенности в зависимости от возраста. К примеру, при рождении масса сердца составляет всего 0,8 % от общего веса малыша (22 г), у взрослых – 0,4 %.

Желудочки (правый и левый) практически одинаковы по массе, толщина стенки всего 5 мм. К году масса сердца увеличивается вдвое, к 3 годам – в три раза, к шести годам – в 11 раз.

С возрастом растет нагрузка на левый желудочек, толщина его стенок к 14 годам достигает 10 мм, а правого – всего 6 мм.

По мере взросления происходит также созревание тканей, уплотнение соединительной ткани и разрастание артерий, с помощью которых происходит кровоснабжение. До 12 лет у ребенка аорта уже легочной артерии, потом просветы становятся одинаковыми, а границы сердца у детей формируются до 15 лет. С возрастом также увеличивается объем кровотока.

Различия также есть в анатомическом расположении сердца у детей и взрослых:

  • У малышей сердце расположено выше, по мере взросления оно опускается. В первую очередь это обусловлено строением диафрагмы.
  • При рождении сердце малыша напоминает шарик. На протяжении первых лет жизни оно перемещается внутри клетки и постепенно спускается.
  • Различие есть и в частоте сердцебиения, у малышей пульс более частый по сравнению со взрослыми, поскольку сердечная мышца сокращается быстрее и обмен веществ происходит интенсивно.

Как проводится исследование работы сердце у детей

Перед тем как определить границы сердца у детей, необходимо исследовать главный орган на работоспособность. Первый показатель – это частота пульса. Он должен быть симметричен на обеих руках. К характеристикам пульса также относятся такие свойства, как ритмичность, напряжение, наполнение, величина и форма.

При этом учитывается, что показатели сердцебиения могут быть индивидуальными. В зависимости от возраста есть определенные нормы, отклонения от которых может состоять в пределах 20 %.

Если пульс более частый – налицо тахикардия, замедленный ритм сердца говорит о брадикардии. Частота пульса подсчитывается за минуту в перерывах между физическими нагрузками.

Ритмичность – это когда его измеряют через определенные промежутки времени.

Отклонения от нормальных показаний могут быть вызваны различными заболеваниями, даже не связанными с органами сердечно-сосудистой системы. Но это повод обратиться к врачу. Определить работу сердца можно с помощью кардиограммы разовой или с измерением показателей на протяжении суток, чтобы заметить, как и когда меняется состояние сердечной мышцы.

Особенности расположения сердца у детей по возрасту

Существуют показатели работы сердечной мышцы, которые определяют нормальное развитие ребенка. В первую очередь это относится к размерам и расположению сердца, что обусловлено анатомическим строением как детей, так и взрослых.

Определение границ сердца у детей позволяет оценить функциональность органа, а также выявить возможные патологии в его развитии. Различают границы относительной и абсолютной тупости сердца по возрасту:

  • до двух лет орган расположен в 2 см от левой сосковой линии, вверху на уровне второго ребра;
  • к семи годам – в 1 см от левой сосковой линии, а вверху в районе 2-го межреберья;
  • к 12 годам — на уровне левой сосковой линии и третьего ребра.

Границы абсолютной тупости главного органа вне зависимости от возраста выглядят так: правая сторона располагается на уровне левой стернальной линии, вверху до двух лет на уровне 3-го ребра, до семи лет – 3-го межреберья, к 12- годам – на уровне 4-го ребра.

Полученные знания о месте расположения сердца в зависимости от возраста позволяют выслушать орган стетоскопом и оценить работу его компонентов. Этот физический метод диагностики называется аускуляцией сердца и проводится в 5 разных точках:

  1. Митральный клапан прослушивается в области верхушечного толчка.
  2. Клапан аорты – во 2-м межреберном промежутке с правой стороны.
  3. Клапан легочной артерии — во 2-м межреберном промежутке с левой стороны,
  4. Трехстворчатый клапан – в основании мечевидного отростка грудины.
  5. Клапан аорты – в точке Боткина-Эрба (4 межреберный промежуток слева от грудины).

При оценке аускуляции можно оценить работу сердца по следующим показателям:

  • громкость, ясность и чистота тонов;
  • ритмичность;
  • соотношение тонов;
  • наличие или отсутствие шумов.

У здоровых детей слышны громкие, ясные и ритмичные тоны, шумы отсутствуют. Если присутствует шум, это говорит о патологии, которую исследуют на локализацию, интенсивность и продолжительность.

Способы определения границ сердца у детей

Методом перкуссии можно определить размер, положение и конфигурацию сердца как у детей, так и у взрослых. Ее можно проводить в вертикальном и горизонтальном положении. Различают также непосредственную перкуссию, определяющую размеры и конфигурацию органа у малышей и опосредованную – применяется у подростков.

Перкуссия границ сердца у детей, основные правила:

  1. Абсолютные границы сердца определяют тишайшей перкуссией, относительные – тихой.
  2. Проводят метод исследования вдоль межреберий, двигаясь от легких к сердцу (легочный звук более ясный, потом идет тупой), при этом палец двигается параллельно границе сердца, которая определяется заранее.
  3. Абсолютную границу определяют по внутреннему краю пальца, относительную – по внешнему.
  4. В орто-сагитальной плоскости перкусия определяет левую границу относительной сердечной тупости.
  5. Процедуру проводят в определенной последовательности.

Определение границ сердца у детей методом перкуссии проводят по следующей последовательности:

  • определяется высота стояния диафрагмы;
  • правую границу определяют на одно ребро выше (4-е межреберье), далее – левую границу;
  • верхушечный толчок находят пальпаторно и по этому межреберью (по 4 или 5) определяют левую границу органа.

Относительные и абсолютные границы сердца у ребенка

Рассматривая размер, конфигурацию и расположение сердца, стоит отметить, что его границы зависят от возраста. К примеру, границы сердца у ребенка 5 лет выглядят следующим образом: верхняя граница на уровне 2-го межреберья, правая – на расстоянии 1 см от правой грудинной линии, а левая – на 1 см от левой грудинной линии.

До двух лет орган у малыша находится в 2 см от грудинных линий, потом происходит его перемещение и увеличение в размерах. Также меняется и его конфигурация – из круглого шарика оно превращается в полость опуклой формы, похожую на сердце.

Причины смещения границ

Возможно смещение границ сердца у детей, которое не зависит от естественных процессов, то есть возраста, а связано с патологией. Здесь специалисты определяют не только угол смещения, но и его направление.

О чем говорит характер смещения границ сердца?

  • Смещение в правую сторону говорит о кардиальных или экстракардиальных причинах – может свидетельствовать о гипертрофии правых отделов сердца (дефекте межпредсердной перегородки). Также может быть следствием пневмоторакса, хронической пневмонии, бронхиальной астмы или коклюша.
  • Смещение влево – говорит о гипертрофии левого желудочка, недостаточностью митрального клапана или об увеличении правой стороны сердца также может быть следствием сепсиса, инфекционных заболеваний и правостороннего экссудативного плеврита.
  • Смещение вверх – может быть причиной гипертрофии или дилятации обоих желудочков (стеноз и недостаточность митрального клапана), кардит, кардиомиопатия, фиброэластоз.
  • Смещение во все стороны возникает при экссудативном плеврите, гипертиреозе и гипотиреозе.

Уточнить диагноз, полагаясь на знания о границах сердца у детей по возрасту, можно с помощью выслушивания работы органа. При этом стоит помнить, что при метеоризме, асците, опухолях наблюдается увеличение размеров абсолютной тупости, при эмфиземе легких, пневмотораксе, энтероптозе – уменьшение.

Оценить показатели главного органа можно по другим факторам, если границы сердца у детей в норме. В первую очередь исследуется сердцебиения малыша, то есть его частота (ЧСС). Нормальные показатели новорожденных малышей – 100–160 уд./мин, деток до 10 лет – 700-120 ударов в минуту, до 12 лет – 60–100 уд./мин.

При этом синусовая аритмия, то есть нерегулярность сердечного ритма (замедление и ускорение), для детей считается вполне нормальным явлением. Ее можно выявить с помощью ЭКГ и она не вызывает беспокойства. Врачи ориентируются на усредненные показатели сердцебиения детей в зависимости от возраста.

Нормальные показатели ЧСС детей по возрасту:

  • 1 месяц – 140 уд/мин (отклонения от нормы, невызывающие беспокойства от 110 до 170 уд/мин);
  • 12 месяцев – 130 уд/мин (100–170 уд/мин);
  • 3 года – 105 уд/мин (85–130 уд/мин);
  • 5 лет – 95 уд/мин (за отсутствием смещения границ сердца у ребенка 5 лет пульс может колебаться от 75 до 125 уд/мин);
  • 8 лет – 90 уд/мин (70–115 уд/мин);
  • 10 лет – 85 уд/мин (65–110 уд/мин);
  • 12 лет – 80 уд/мин (60–105 уд/мин);
  • 15 лет – сердцебиение почти как у взрослого человека и составляет 75 уд/мин (колебания от 55 до 110 уд/мин считаются нормальными).

Учащенное сердцебиение при его нормальном расположении может быть вызвано психоэмоциональным состоянием малыша (плачем). А вот замедленное должно насторожить. Это может свидетельствовать о врожденных проблемах, которые привели к нарушению ритма. У подростков может быть брадикардия, то есть замедление сердечного ритма. Чаще всего она наблюдается у тех, кто активно занимается спортом.

Обратиться к врачу стоит при выявлении сердечного ритма у ребенка меньше 50 уд/мин, длительных по продолжительности перебоев ритма сердца (оно должно работать без остановок) или резкого ускорения ЧСС без причины.

Что влияет на изменение частоты пульса?

Определение границ сердца у детей 5 лет (в особенности перед школой) является важным показателем, который определяет отсутствие патологий. Не менее важным критерием оценки органа является и частота пульса. Но что может привести к изменениям в ЧСС, то есть замедлить или ускорить его?

Способствовать брадикардии могут физиологические факторы: усиленная физическая нагрузка, длительный сон, охлаждение тела, прием седативных препаратов.

Стоит также отметить, что она может свидетельствовать о других нарушениях: отравлении, язве, инсульте, черепно-мозговой травме, повышенном артериальном давлении, опухоли, заболевании нервной системы, сердечной недостаточности, анемии, гипертиреозе и патологии в работе сердца.

Показатели ЧСС у ребенка могут меняться по ряду причин:

  • нарушения в сердечной деятельности;
  • недостаток кислорода в легких;
  • снижение содержания кислорода в крови и патологии органа.

Как правило, такие показатели далеки от нормы ребенка по возрасту, поэтому требуют постоянного наблюдения.

Профилактика

Нормальное сердцебиение и правильное расположение сердца в пределах нормы границ обеспечивает хорошее снабжение кровью жизненно важных органов, в первую очередь мозга. Для того чтобы защитить ребенка от проблем с сердцем существуют профилактические меры:

  • Занятия спортом (около получаса в день) – это даже может быть прогулка на свежем воздухе.
  • Отсутствие стрессов и перенапряжений. Избегать тех ситуаций, когда малыш может испытывать страх).
  • Нормализация веса за счет рациона. Еда для ребенка должна быть разнообразной и состоять из необходимых по возрасту витаминов и минералов.
  • Отдых и полноценный сон.

На хорошую работу сердца влияют такие физические нагрузки, как бег, плавание и езда на велосипеде.

Источник: //FB.ru/article/429727/granitsyi-serdtsa-u-detey-sposobyi-opredeleniya-normyi-po-vozrastu-otkloneniya

границы сердца у детей в норме таблица

Границы сердца по возрастам у детей

Одним из показателей работы сердца является пульс. Это колебания стенок артерий, обусловленные сердечными сокращениями. Знать, какая должна быть норма пульса у детей, важно не только медицинским работникам, но и родителям. Данный показатель, прежде всего, зависит от возраста ребенка. Также на него влияет ряд других факторов:

  • состояние здоровья;
  • погодные условия, в которых проводятся измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС);
  • настроение ребенка;
  • физические нагрузки и тренированность организма;
  • температура тела.

Нормы пульса у детей разных возрастов

ЧСС является непостоянной величиной. У детей данный параметр существенно выше, чем у взрослых. Наиболее высокое значение частоты сердечных сокращений у новорожденных (около 140 уд/мин).

В тоже время у здорового подростка в 15 лет показатель может достигать всего 70 уд/мин. Примерно такое значение сохраняется на протяжении всей жизни.

Но в пожилом возрасте сердечная мышца начинает слабеть, а ЧСС увеличивается.

Норму пульса по возрастам у детей можно узнать из специальных таблиц.

Если значение отклоняется в большую сторону примерно на 20% от допустимого, то можно говорить об учащенном сердцебиении. Называют такое состояние тахикардией. Вызвать ее могут следующие факторы:

  • пониженный гемоглобин;
  • переутомления и стрессы;
  • заболевания сердца, органов дыхания, эндокринные патологии.

Увеличиться пульс может при эмоциональном всплеске, а также в жару. Показатель способен превысить границу нормы в 3 раза, но это не считается болезнью или патологией.

Уменьшение ЧСС, или брадикардия, может встречаться у подростков, которые активно занимаются спортом. Это не должно вызывать тревоги, если ребенок хорошо себя чувствует. В случае, когда появляются другие жалобы на самочувствие, то требуется консультация доктора.

Любой человек может научиться определять данный показатель. Для этого не понадобится иметь специальные приспособления или знания. Чтобы узнать, в норме ли частота пульса у детей, нужно легонько придавить указательным пальцем крупную артерию на запястье, виске или шее. Затем надо подсчитать пульсации крови за 15 секунд.

Чтобы определить показатель сокращения сердечной мышцы за минуту, потребуется умножить полученную цифру на 4. Для более точного результата лучше проводить измерения за 1 минуту. Результат следует сверить с таблицей норм пульса у детей. При явных отклонениях стоит посетить доктора.

Если подсчеты проводятся регулярно, то делать это следует в одинаковых условиях.

Источник: womanadvice.ru

Правильное функционирование сердечнососудистой системы — важная составляющая здоровья ребенка. Ее показатели: артериальное давление и пульс, которые у детей должны соответствовать норме. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) можно легко измерять и контролировать в домашних условиях.

Измерения пульса нужно проводить, когда ребенок находится в спокойном состоянии, в одном и том же положении (например, сидя) в течение нескольких дней, чтобы картина была яснее. Лучше это делать с утра, можно после завтрака.

Для измерения пульса нужно найти крупную артерию на запястье, в височной области или шее. Засечь одну минуту на секундомере и считать количество ударов за это время. Можно засечь 15 секунд, а количество умножить на четыре.

Пульс у детей меняется с возрастом. Чем младше ребенок, тем чаще частота сердечных сокращений. Норму частоты пульса у детей по возрастам можно посмотреть в таблице.

Старше 15 лет показатели приравниваются к частоте сердечных сокращений взрослого человека и составляют, в среднем, 70 ударов в минуту.

Пульс и давление меняются в течение дня. Это нормально и нужно для того, чтобы организм человека мог приспособиться к окружающему миру.

Значительные отклонения показателей частоты сердечных сокращений могут говорить о каких-либо нарушениях в работе организма.

Если пульс у детей значительно превышает нормы таблицы, согласно возрасту, это может случаться по разным причинам:

  • активная физическая нагрузка;
  • переутомление;
  • эмоциональный всплеск;
  • в помещении жарко и душно;
  • какие-либо заболевания ребенка (дыхательной, сердечнососудистой системы, эндокринные нарушения, низкий гемоглобин).

Когда пульс ребенка превышает норму и в спокойном состоянии, это называется тахикардией.

Обратная ситуация, когда частота сердечных сокращений меньше усредненных показателей, что часто бывает у спортсменов. Это говорит о хорошей работе сердца и тренированности организма.

Здесь важное условие — хорошее самочувствие ребенка. Если же он чувствует себя плохо, жалуется на головокружение и слабость, тогда лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Нужно иметь в виду, что замедление пульса у ребенка во сне является нормой.

ЧСС у недоношенных детей

Давайте поговорим о том, какие показатели пульса для недоношенных детей являются нормой. Когда ребенок рождается раньше срока, то часто он имеет определенную незрелость некоторых органов.

Поэтому время его адаптации к жизни вне утробы происходит несколько иначе и показатели жизнеспособности могут отличаться. Так, например, пульс у недоношенного ребенка может достигать 180 ударов в минуту и при этом не являться патологией.

В некоторых случаях частота сердечных сокращений таких детей сохраняется в пределах 120-160, как и для других младенцев.

Нужно учитывать, что дети, рожденные раньше срока, более чувствительны к внешним раздражениям, которые заметно увеличивают частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Поэтому недоношенному ребенку нужно создать спокойную обстановку и стараться оградить его от слишком громких звуков или яркого света.

Частота сердечных сокращений у детей-спортсменов

Как уже говорилось выше, у тренированных детей пульс меньше и это хорошо. Ребенок, который занимается спортом, должен знать, как рассчитать максимум сердечных сокращений, который для него является нормой.

Для этого можно воспользоваться формулой: 220-возраст. Ответ покажет допустимую верхнюю границу. Также нужно знать, что пульс должен вернуться к своим обычным значениям через 10 минут после окончания тренировки.

Это является показателем хорошей работы сердца.

Источник: womanadvice.ru

4. Перкуссия. Определение границ относительной тупости сердца

Техника определения границ относительной тупости сердца.

Перкуссию проводят при вертикальном или (если ребенок не может стоять) горизонтальном положении ребенка. Палец-плессиметр плотно прижимается к грудной клетке параллельно определяемой границе сердца, и наносится перкуторный удар пальцем по пальцу. Применяется перкуссия средней силы и тишайшая. Отметка границы сердца проводится по наружному краю пальца-плессиметра, обращенному к ясному звуку.

Порядок перкуссии: сначала определяется правая, затем левая и верхняя границы сердца.

Определение правой границы относительной тупости сердца.

Начинается с определения границы печеночной тупости путем перкуссии по средне-ключичной линии. Палец-плессиметр ставят параллельно ребрам, перкуссия проводится по межреберьям от 2-го ребра до верхней границы печеночной тупости.

Затем палец-плессиметр переносят на одно межреберье выше печеночной тупости и располагают его параллельно правой определяемой границе сердечной тупости.

Наносится перкуторный удар средней силы, перемещают палец-плессиметр по межреберному промежутку по направлению к сердцу.

Определение левой границы относительной тупости сердца.

Проводится в том же межреберье, где располагается верхушечный толчок. Палец-плессиметр прижимают боковой поверхностью к грудной клетке по средней подмышечной линии параллельно искомой границе сердца и постепенно передвигают по направлению к сердцу до появления притупления. Перкуторный удар наносят спереди назад, чтобы не захватить боковой профиль сердца.

Таблица 1. Перкуторные границы сердечной тупости у здоровых детей разных возрастов (Молчанов В. И., 1970)

Поперечник области притупления, см

2- 1 см кнаружи от левой сосковой линии

По правой парастернальной линии

По левой сосковой линии

На 2- 1 см кнутри от парастернальной линии

На 1 см кнутри от сосковой линии

На 0,5- 1 см кнаружи от правого края грудины.

По наружному ободку околососкового кружка

По средне-ключичной (сосковой) линии

Кнутри от средне-ключичной линии

Поперечник области притупления, см

Определение верхней границы относительной тупости сердца: перкуссия проводится по левой парастернальной линии сверху вниз, начиная с 1-го межреберья до появления укороченного перкуторного звука.

Лекция 21. Границы абсолютной тупости сердца. Аускультация сердца

1. Определение границ абсолютной тупости сердца

Определение границ абсолютной тупости сердца производят по тем же правилам, что и определение границ относительной тупости, применяя тишайшую перкуссию, в том же порядке — правую, левую, а затем верхнюю границы.

Для определения правой границы абсолютной тупости сердца палец-плессиметр ставят на расстоянии 1- 2 см от правой границы относительной тупости параллельно правому краю грудины и передвигают его кнутри до появления абсолютно тупого звука. Отметку границы делают по краю пальца, обращенному к границе относительной тупости.

Для определения левой границы абсолютной тупости сердца палец-плессиметр ставят параллельно левой границе сердца в зоне относительной тупости, несколько кнаружи от нее, и перкутируют, передвигая палец до появления тупого звука. Отметку границы наносят по наружному краю пальца.

При определении верхней границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят на верхнюю границу относительной сердечной тупости у края грудины параллельно ребрам и спускаются вниз до появления тупого звука.

Границы сердечной тупости у здоровых детей разных возрастных групп представлены в табл. 11.
2. Поперечник сердца

Поперечник сердца — это расстояние от правой до левой границы относительной тупости, определяемое в сантиметрах. У детей первого года жизни поперечник сердца составляет 6-9 см, у детей 2-4 лет — 8-10 см, у детей дошкольного и школьного возраста — 9-14 см (Тур А. Ф., 1967).

3. Аускультация сердца

Аускультация сердца у детей младшего возраста проводится в положении лежа с разведенными и фиксированными («кольцом» согнутых пальцев рук помогающего при обследовании) или в положении сидя с разведенными в стороны руками ребенка. У детей старшего возраста аускультация проводится в различных положениях (стоя, лежа на спине, левом боку).

Во время деятельности сердца возникают звуковые явления, которые называются сердечными тонами: 1) I тон обусловлен захлопыванием митрального и трикуспидального клапанов, колебаниями миокарда, начальных отделов аорты и легочного ствола при растяжении их кровью, а также колебаниями, связанными с сокращением предсердий; 2) II тон образуется за счет колебаний, возникающих в начале диастолы при захлопывании полулунных створок клапана аорты и легочного ствола, за счет колебания стенок начальных отделов этих сосудов. Звучность тонов меняется в зависимости от близости расположения фонендоскопа к клапанам — источникам звукообразования. Общепринятые толчки и порядок аускультации: 1) область верхушечного толчка — выслушиваются звуковые явления при закрытии митрального клапана, поскольку колебания хорошо проводятся плотной мышцей левого желудочка и верхушка сердца во время систолы ближе всего подходит к передней грудной стенке; 2) 2-го межреберья справа у края грудины — выслушивание звуковых явлений с клапанов аорты, где она очень близко подходит к передней грудной стенке; 3) 2-го межреберья слева от грудины — выслушивание звуковых явлений с полулунных клапанов легочной артерии; 4) у основания мечевидного отростка грудины — выслушивание звуковых явлений с трехстворчатого клапана; 5) точка Боткина- Эрба (место прикрепления 3- 4-го ребер слева к грудине) — выслушивание звуковых явлений с митрального и аортального клапанов. У детей дошкольного возраста лучше выслушивать сердце в период задержки дыхания, так как дыхательные шумы могут мешать аускультации сердца. При аускультации сердца следует сначала оценить правильность ритма, затем звучание тонов, их соотношение в разных точках аускультации (I тон следует после продолжительной паузы сердца и совпадает с верхушечным толчком. Пауза между I и II тонами короче, чем между II и I). У верхушки сердца и основания мечевидного отростка у детей всех возрастных групп I тон громче, чем II, только в первые дни жизни они почти одинаковы. У детей первого года жизни I тон на аорте и легочной артерии громче, чем II, что объясняется низким кровяным давлением и относительно большим просветом сосудов. К 12- 18 месяцам сила I и II тонов у снования сердца сравнивается, а с 2- 3 лет начинает превалировать II тон. В точке Боткина сила I и II приблизительно одинакова. У 80 % детей могут выслушиваться функциональные («неорганические», «акцидентальные», «непатологические», «невинные», «физиологические», «вторичные», «непостоянные», «преходящие», «временные») шумы — дополнительные звуковые явления в области сердца, не связанные с анатомическим повреждением сердца и крупных сосудов. Происхождение функциональных шумов: 1) шумы формирования сердца возникают в связи с неравномерным ростом отделов сердца, несоответствием камер и отверстий сердца, створок клапанов и хорд, диаметра и толщины стенок сосудов, что ведет к дополнительной турбулентности крови и вибрации створок клапанов, изменению резонансных свойств работающего сердца; 2) шум малых аномалий, не ведущих к нарушению гомодинамики, — относительное сужение крупных сосудов — индивидуальные особенности архитектоники трабекулярной поверхности эндокарда, своеобразие структур и расположения папиллярных мышц и хорд, обусловливающих дополнительную турбулентность крови; 3) шумы мышечного происхождения: атонические, гипертонические нейровегетативные, миокардиодистрофические, после физической нагрузки; 4) шумы при изменении состава, скорости движения крови — анемические, тахемические, при эксикозе, при гиперволемии; 5) шумы при острых и хронических инфекциях и интоксикациях;

6) внесердечные шумы: компрессионные (при сдавлении крупных сосудов), сердечно-легочные, шум легочной артерии в районе ее бифуракции, при деформации грудной клетки.

Лекция 22. Исследование пульса и артериального давления

Источник: //folkmap.ru/krov/granitsy-serdtsa-u-detey-v-norme-tablitsa/

Перкуторные границы сердечной тупости у здоровых детей разных возрастов [Молчанов в. И., 1970]

Границы сердца по возрастам у детей

ГраницаВозраст детей
До 2 лет2-6 лет7-12 лет
Относительная сердечная тупость
ПраваяПо правой парастернальной линииНа 2-1 см кнутри от парастернальной линииНа 0,5-1 см кнаружи от правого края грудины
Верхняя2 ребро2 межреберье3 ребро
Левая2-1 см кнаружи от левой средне-ключичной линииПо левой средне-ключичной линииНа 1 см кнутри от средне-ключичной линии
Поперечник области притупления (см)6-98-129-14
Абсолютная сердечная тупость
ПраваяЛевый край грудины
Верхняя3 ребро3 межреберье4 ребро
ЛеваяПо наружному ободку околососкового кружкаПо средне-ключичной (сосковой) линииКнутри от средне-ключичной линии
Поперечник области притупления (см)2-345-5,5

Дляопределения правойграницы абсолютной тупости сердцапалец-плессиметр ставят на расстоянии1—2 см от правой границы относительнойтупости параллельно правомукраю грудины и передвигают его кнутридо появления абсолютнотупого звука. Отметку границы делаютпо краю пальца, обращенному к границеотносительной тупости.

Дляопределения левойграницы абсолютной тупости палец-плессиметрставят параллельно левой границе сердцавзоне относительной тупости, несколькокнаружи от нее, и перкутируют,передвигая палец до появления тупогозвука. Отметкуграницы наносят по наружному краюпальца.

Приопределении верхнейграницы абсолютной тупостипалец-плессиметр ставят на верхнююграницу относительнойсердечной тупости у края грудиныпараллельно ребрами спускаются вниз до появления тупогозвука.

Границысердечной тупости у здоровых детейразных возрастныхгрупп представлены в таблице 11.

Поперечниксердца — это расстояние от правой долевой границыотносительной тупости, определяемое всантиметрах.

Удетей первого года жизни поперечниксердца составляет6—9 см, у детей 2—4 лет 8—12 см, у детейдошкольногои школьного возраста 9—14 см.

Аускультациясердцау детей младшего возраста проводитсяв положении лежа с разведенными ификсированными(«кольцом» согнутых пальцев рукпомогающего при обследовании)или в положении сидя с разведенными встороны руками ребенка.

Удетей старшего возраста аускультацияпроводится в различныхположениях (стоя, лежа на спине, левомбоку).

Вовремя деятельности сердца возникаютзвуковые явле­ния,которые называются сердечными тонами.

I тонобусловлен захлопыванием митральногои трикуспидальногоклапанов, колебаниями миокарда, начальныхотделоваорты и легочного ствола при растяженииих кровью, а такжеколебаниями, связанными с сокращениемпредсердий.

IIтонобразуется за счет колебаний, возникающихв началедиастолы при захлопывании полулунныхстворок клапанааорты и легочного ствола за счет колебаниястенок начальныхотделов этих сосудов.

Звучностьтонов меняется в зависимости от близостирасположенияфонендоскопа к клапанам — источникамзвукообразования.

Общепринятыеточки и порядок аускультации

  1. Область верхушечного толчка – выслушиваются звуковые явления при закрытии митрального клапана, поскольку колебания хорошо проводятся плотной мышцей левого желудочка и верхушка сердца во время систолы ближе всего подходит к передней грудной стенке.

  1. 2 межреберье справа у края грудины — выслушивание звуковых явлений с клапанов аорты, где она очень близко подходит к передней грудной стенке.

  1. 2 межреберье слева от грудины – выслушивание звуковых явлений с полулунных клапанов легочной артерии.

  2. У основания мечевидного отростка грудины — выслушивание звуковых явлений с трехстворчатого клапана.

  3. Точка Боткина – Эрба (место прикрепления 3—4 ребер слева к грудине) – выслушивание звуковых явлений с митрального и аортального клапанов.

Удетей дошкольного возраста лучшевыслушивать сердце впериод задержки дыхания, так какдыхательные шумы могутмешать аускультации сердца.

Приаускультации сердца следует сначалаоценить правильностьритма, затем звучание тонов, их соотношениев разныхточках аускультации (Iтон следует после продолжительнойпаузы сердца и совпадает с верхушечнымтолчком. Паузамежду Iи IIтонами короче, чем между IIи I).

Звуковые явленияв различных точках аускультации следуетизображать графически.

Уверхушки сердца и основания мечевидногоотростка удетей всех возрастных групп Iтон громче, чем II,только впервые дни жизни они почти одинаковы.

Удетей первого года жизни Iтон на аорте и легочной ар­териигромче, чем II,что объясняется низким кровяным давлениеми относительно большим просветомсосудов. К 12— 18месяцам сила Iи IIтонов у основания сердца сравнивается,а с 2—3 лет начинает превалировать IIтон.

Вточке Боткина сила Iи IIтонов приблизительно одинакова.

Исследованиепульса

Учитываялабильность пульса у детей (при крике,волнении он учащается на 20—100%),рекомендуется считать его либов начале, либо в конце обследования, ау детей младшего возраста и оченьбеспокойных детей — во время сна.Исследуетсяпульс на лучевой, височной, сонной,бедренной,подколенной и артерии тыла стопы.

Пульсна a.radialisследует ощупывать одновременно на обеихруках, при отсутствии разницы в свойствахпульса дальнейшее исследование можнопроводить на одной руке. Кистьребенка захватывается правой рукойврача в областилучезапястного сустава с тыльнойстороны. Пальпация артериипроводится средним и указательнымпальцами правойруки.

Нависочной артерии пульс исследуетсяприжатием артериик кости указательным и средним пальцами.

Прибеспокойстве ребенка и затруднениипальпации на рукепульс исследуется на бедренной иподколенной артерияхв вертикальном и горизонтальном положенииребенка. Ощупывание проводитсяуказательным и средним пальцами правойруки в паховой складке, в месте выходаартерий из-подпупартовой связки и в подколенной ямке.

Пальпациюсонных артерий осуществляют мягкимнадавливаниемна внутренний край грудино-ключично-сосцевидноймышцына уровне перстневидного хряща гортани.

Пульсна a.dorsalispedisопределяется при горизонтальномположении ребенка. Второй, третий ичетвертый пальцы врачапомещаются на границе дистальной исредней трети стопы.

Характеризуютсяследующие свойствапульса:частота,ритм, напряжение, наполнение, форма.

Дляопределения частоты пульса подсчетведется не менееодной минуты. Частота пульса меняетсяв зависимости отвозраста ребенка

Возраст детейСредняя частота пульса в минуту
Новорожденные140—160
1 год120
5 лет100
10 лет90
12—13 лет80—70

Ритмичностьпульса оценивается по равномерностиинтерваловмежду пульсовыми ударами. В норме пульсритмичен,пульсовые волны следуют через равныепромежутки времени.

Напряжениепульса определяется силой, которуюнеобходимоприменить для сдавливания пальпируемойартерии. Различаютнапряженный, или твердый (pulsusdurus),и напряженный,мягкий, пульс (p.mollis).

Наполнениепульса определяется количеством крови,образующимпульсовую волну.

Исследуется пульсдвумя пальцами:проксимально расположенный палецсдавливает артериюдо исчезновения пульса, затем давлениепрекращают и дистальнорасположенный палец получает ощущениенаполненияартерии кровью. Различают полный пульс(p.pienus)— артерия имеет нормальное наполнение-ипустой (p.vacuus)— наполнение меньше обычного.

Величинапульса определяется на основаниисуммарной оценкинаполнения и напряжения пульсовойволны. По ве­личинепульс делят на большой (p.magnus)и малый (р. рагvus).

Формапульса зависит от скорости изменениядавления вартериальной системе в течение систолыи диастолы. При ускорениинарастания пульсовой волны пульсприобретает какбы скачущий характер и называется скорым(p.celer);призамедлении нарастания пульсовой волныпульс называетсямедленным (p.tardus).

Правила измеренияАД

– Перед измерениемАД пациенту необходимо отдохнуть втечение 5 минут.

– Измерение АДдолжно проводиться в тихой, спокойнойи удобной обстановке при комфортнойтемпературе.

Непосредственно в комнате,где проводится измерение АД, должныбыть кушетка, стол, место для исследователя,стул для пациента с прямой спинкой и,по возможности, регулируемой высотойсиденья, или приспособления дляподдержания руки пациента на уровнесердца.

Во время измерения пациентдолжен сидеть, опираясь на спинку стула,с расслабленными, не скрещенными ногами,не менять положения и не разговариватьна протяжении всей процедуры измеренияАД.

-Измерение артериального давления должнопроводиться не раньше, чем через 1 часпосле приема пищи, употребления кофе,прекращения физических нагрузок,пребывания на холоде и контрольныхработ в школе.

– Плечопациента должно быть освобождено отодежды, рука должна удобно лежать настоле (при измерении АД в положениисидя) или на кушетке (при измерении АДв положении лёжа), ладонью кверху. Приизмерении АД на руках манжета накладываетсяна 2 см выше локтевого сгиба, при этомпод манжету можно свободно подвестипалец.

– При измерении АДна нижних конечностях ребёнок лежит наживоте, а манжета накладывается на бедротак, чтобы нижний край манжеты был на2-2,5 см выше подколенной ямки. Стетоскопприкладывается к подколенной ямке(области подколенной артерии)

– Повторные измеренияпроводятся не ранее, чем через 2-3 минутыпосле полного выпускания воздуха изманжеты.

У детей до 9месяцев АД на нижних конечностях равноАД на верхних конечностях. Затем, когдаребёнок принимает вертикальное положение,АД на нижних конечностях становитсявыше на 20-30 мм.рт.ст

ВнормеАД оценивается по формулам:

До1 года (Попов А.М.) САД=76+2n,где n– возраст в месяцах, ДАД составляет ½или 2/3 от САД.

Старше 1 года:

САД=100+2n,где n-возраств годах (Попов А.М.), ДАД составляет ½ или2/3 от САД.

САД=80+2n(Молчанов В.И.)

САД=90+2n(Воловик А.Б.)

САД=102+0,6n,ДАД=63+0,4n(Волынский)

Основные критерии изменений АД

НормальноеАД– средние уровни САД и ДАД не выходят запределы 10 и 90 центилей значений дляданного возраста и роста.

Высокоенормальное АД– САД и ДАД, уровень которого находитсяв пределах 90-го и 95-го центилей длясоответствующего возраста и роста.

Артериальнаягипертензияопределяется как состояние, при которомсредний уровень САД и/или ДАД, рассчитанныйна основании трех отдельных измерений,равен или превышает 95-й центиль длясоответствующего возраста и роста.

Таблица 12

Источник: //studfile.net/preview/2487015/page:11/

Границы сердца у детей в норме таблица

Границы сердца по возрастам у детей

Анатомическое положение любого органа в организме человека определяется генетически и следует определенным правилам.

Так, например, желудок у подавляющего большинства людей находится слева в брюшной полости, почки по бокам от средней линии в забрюшинном пространстве, а сердце занимает положение левее от срединной линии тела в грудной полости человека.

Строго занимаемое анатомическое положение внутренних органов необходимо для их полноценной работы.

Врач во время исследования пациента может предположительно определить расположение и границы того или иного органа, и сделать это он может с помощью своих рук и слуха. Такие методы обследования называются перкуссия (простукивание), пальпация (прощупывание) и аускультация (выслушивание с помощью стетоскопа).

Границы сердца определяются в основном с помощью перкуссии, когда врач с помощью своих пальцев “простукивает” переднюю поверхность грудной клетки, и, ориентируясь на разницу звуков (глухие, тупые или звонкие), определяет предположительное расположение сердца.

Метод перкуссии часто позволяет заподозрить диагноз еще на этапе осмотра пациента, до назначения инструментальных методов исследования, хотя последним все же отдается главенствующая роль в диагностике заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Нормальные значения границ сердечной тупости

В норме сердце человека имеет конусообразную форму, направлено косо вниз, и располагается в грудной полости слева.

По бокам и сверху сердце слегка закрыто небольшими участками легких, спереди – передней поверхностью грудной клетки, сзади – органами средостения, и снизу – диафрагмой.

Небольшой “открытый” участок передней поверхности сердца проецируется на переднюю грудную стенку, и как раз его границы (правую, левую и верхнюю) можно определить с помощью простукивания.

границы относительной (а) и абсолютной (б) тупости сердца

Перкуссия проекции легких, чья ткань обладает повышенной воздушностью, будет сопровождаться ясным легочным звуком, а простукивание области сердца, чья мышца является более плотной тканью, сопровождается тупым звуком.

На этом основано определение границ сердца, или сердечной тупости – во время перкуссии доктор передвигает пальцы от края передней грудной стенки к центру, и когда ясный звук сменится на глухой, отмечает границу тупости.

Выделяют границы относительной и абсолютной тупости сердца:

  1. Границы относительной тупости сердца располагаются по периферии проекции сердца и означают края органа, которые слегка прикрыты легкими, в связи с чем звук будет менее глухим (притупленным).
  2. Абсолютная граница обозначает центральную области проекции сердца и образована открытым участком передней поверхности органа, в связи с чем перкуторный звук получается более глухим (тупым).

Примерные значения границ относительной сердечной тупости в норме:

  • Правую границу определяют путем передвижения пальцев вдоль четвертого межреберного промежутка справа в левую сторону, и отмечают, как правило, в 4-м межреберье по краю грудины справа.
  • Левую границу определяют путем передвижения пальцев вдоль пятого межреберного промежутка слева к грудине и отмечают по 5-му межреберью на 1.5-2 см внутрь от срединно-ключичной линии слева.
  • Верхнюю границу определяют путем передвижения пальцев сверху вниз по межреберным промежуткам слева от грудины и отмечают по третьему межреберью слева от грудины.

Правой границе соответствует правый желудочек, левой границе – левый желудочек, верхней границе – левое предсердие. Проекцию правого предсердия с помощью перкуссии определить невозможно в силу анатомического расположения сердца (не строго вертикально, а наискосок).

У детей границы сердца изменяются по мере роста, и достигают значений взрослого человека после 12-ти лет.

Нормальные значения в детском возрасте составляют:

ВозрастЛевая границаПравая границаВерхняя граница
До 2-х летНа 2 см кнаружи от средне-ключичной линии слеваПо правой парастернальной (окологрудинной) линииНа уровне II ребра
С 2-х до 7-ми летНа 1 см кнаружи от средне-ключичной линии слеваКнутри от правой парастернальной линииВо II межреберном промежутке
С 7-ми до 12-ти летПо средне-ключичной линии слеваПо правому краю грудиныНа уровне III ребра

Причины отклонений от нормы

Ориентируясь на границы относительной сердечной тупости, которая дает представление об истинных границах сердца, можно заподозрить увеличение той или иной сердечной полости при каких-либо заболеваниях:

  • Смещение вправо (расширение) правой границы сопровождает гипертрофию миокарда (увеличение) или дилатацию (расширение) полости правого желудочка, расширение верхней границы – гипертрофию или дилатацию левого предсердия, а смещение левой – соответствующую патологию левого желудочка. Чаще всего встречается расширение левой границы сердечной тупости, а наиболее частое заболевание, приводящее к тому, что границы сердца расширены влево – это артериальная гипертония и формирующуюся вследствие этого гипертрофия левых отделов сердца.
  • При равномерном расширении границ сердечной тупости вправо и влево речь идет об одновременной гипертрофии правого и левого желудочков.

К дилатации полостей сердца или к гипертрофии миокарда могут привести такие заболевания, как пороки сердца врожденного характера (у детей), перенесенный инфаркт миокарда (постинфарктный кардиосклероз), миокардит (воспаление сердечной мышцы), дисгормональная кардиомиопатия (например, из-за патологии щитовидной железы или надпочечников), длительная артериальная гипертония. Поэтому увеличение границ сердечной тупости может натолкнуть врача на мысль о наличии какого-либо из перечисленных заболеваний.

Кроме увеличения границ сердца, обусловленных патологией миокарда, в ряде случаев наблюдается смещение границ тупости, вызванное патологией перикарда (сердечной сорочки), и соседних органов – средостения, легочной ткани или печени:

  • К равномерному расширению границ тупости сердца часто приводит перикардит – воспалительный процесс перикардиальных листков, сопровождаемый скоплением жидкости в перикардиальной полости, иногда в достаточно большом объеме (более литра).
  • Одностороннее расширение границ сердца в сторону поражения сопровождает ателектаз легкого (спадение невентилируемого участка легочной ткани), а в здоровую сторону – скопление жидкости или воздуха в плевральной полости (гидроторакс, пневмоторакс).
  • Смещение правой границы сердца в левую сторону редко, но все же, наблюдается при тяжелых поражениях печени (цирроз), сопровождаемых значительным увеличением печени в объеме и смещении ее кверху.

Могут ли проявляться изменения границ сердца клинически?

Если врач выявляет на осмотре расширенные или смещенные границы сердечной тупости, он должен более подробно выяснить у пациента, нет ли у него некоторых симптомов, специфичных для заболеваний сердца или соседних органов.

Так, для патологии сердца характерны одышка при ходьбе, в состоянии покоя или в горизонтальном положении, а также отеки, локализующиеся на нижних конечностях и лице, боли в грудной клетке, нарушения ритма сердца.

Легочные заболевания проявляются кашлем и одышкой, а кожный покров приобретает синеватое окрашивание (цианоз).

Заболевания печени могут сопровождаться желтухой, увеличением живота, нарушениями стула и отеками.

В любом случае, расширение или смещение границ сердца не является нормой, и врач должен обратить внимание на клиническую симптоматику в случае, если он обнаружил данное явление у пациента, с целью дальнейшего обследования.

Дополнительные методы обследования

Скорее всего, после обнаружения расширенных границ сердечной тупости врач назначит дообследование – ЭКГ, рентгенографию органов грудной клетки, УЗИ сердца (эхокардиоскопию), УЗИ внутренних органов и щитовидной железы, анализы крови.

Когда может потребоваться лечение?

Непосредственно расширенные или смещенные границы сердца лечить нельзя. Сначала следует выявить причину, которая привела к увеличению отделов сердца или к смещению сердца из-за болезней соседних органов, и только после этого назначать необходимое лечение.

В этих случаях может понадобиться хирургическая коррекция пороков сердца, аорто-коронарное шунтирование или стентирование коронарных сосудов для предупреждения повторных инфарктов миокарда, а также медикаментозная терапия – мочегонные, гипотензивные, ритмоурежающие и другие препараты для предупреждения прогрессирования увеличения отделов сердца.

Строение и размещение сердца

Сердце — это насос, предназначенный эволюцией для принятия венозной крови и пульсирующего выбрасывания артериальной крови. Эта работа требует большой силы, поэтому сердечные мышцы являются наиболее сильными и развитыми даже у слабого человека. Упрощенно этот орган можно представить как мышечный мешок с клапанами, обеспечивающими ток крови в нужную сторону.

Несмотря на то, что сердце у нас одно и нет другого органа, который взял бы на себя его функции, оно выглядит вполне симметрично и состоит из двух желудочков и двух предсердий.

Однако это не означает, что орган имеет дублирующие функции, так как у каждого из его частей есть своя особая функция.

К этому органу относится и вся совокупность артерий и вен, входящих и выходящих, соединяющихся с предсердиями.

Расположено сердце в средней части грудной клетки между левым и правым легким, но имеет в норме смещение на две трети в левую сторону. Размещено оно несколько по диагонали как в плане передне-заднего, так и бокового расположения. Верхняя, широкая, часть сердца смещена в направлении -вправо-назад, нижняя, узкая — вниз-влево-вперед.

Координаты сердца можно определить следующим образом:

  • спереди оно прилегает к грудине и хрящам ребер;
  • сзади — к пищеводу и аорте;
  • у расположено на уровне хрящей третьего ребра;
  • справа — от верхнего края третьего ребра и чуть ниже правого края грудины до пятого ребра;
  • слева — от третьего ребра по средней линии между грудиной и ключицей;
  • снизу достигает уровня пятого правого ребра.

Нормы для здорового человека

Чтобы определить правую границу сердечной тупости, необходимо двигаться пальцами по 4-му межреберному промежутку справа налево. Ее обычно отмечают на самом краю грудины с правой стороны.

Для определения левой границы необходимо перемещаться пальцами по 5-м межреберном промежутке с левой стороны. Ее отмечают на 2 см внутрь от ключичной линии слева.

Верхняя граница определяется путем передвижения сверху вниз по грудной клетке слева. Обычно ее удается выявить на 3-м межреберном промежутке.

Тупость сердца по границам

При определении границ тупости необходимо понимать, что они соответствуют определенным отделам сердца. Правая и левая – желудочкам, верхняя – левому предсердию. Определить проекцию правого предсердия невозможно из-за особенностей размещения органа в теле человека.

Значение границ сердца у детей отличается от взрослых. Только при достижении 12-летнего возраста данный орган занимает нормальное положение.

Как определить линии сердца

Сердечные линии определяются перкуссией. Метод основан на последовательном выстукивании области проекции органа на грудную клетку. Звук, который специалист слышит во время перкуссии, характеризует свойства, состояние ткани миокарда.

О плотности ткани врач судит по высоте издаваемого звука. Если он высокий, то ткань обладает высокой плотностью, если звук низкий, то у ткани плотность низкая.

Невысокая плотность характерна для полых органов, для полостей, которые заполнены воздухом (например, легочная ткань).

При выстукивании можно определить сердечную тупость. Так называется область грудной клетки, где располагается орган, куда проецируются его параметры. Тупость бывает относительной и абсолютной. Подобное разделение основано на характере перкуторного звука.

При тихой перкуссии определяют размеры абсолютной тупости. Врач выполняет тихие постукивания по грудной клетке. Метод позволяет определить границы той части сердца, которую не прикрывает легочная ткань.

Выполняя резкие удары по межреберным пространствам, специалист устанавливает параметры относительной сердечной тупости. Для метода характерно образование притупленного звука.

Он позволяет узнать истинные размеры органа.

Внимание! 

Основной информацией для врача в постановке диагноза  является определение величин абсолютной тупости. Величины левой и правой границы относительной тупости играют дополнительную, уточняющую роль.

Специалист перкутирует расположение линий относительной тупости, потом абсолютной. Выстукивание сердечной зоны врач выполняет до момента, когда он услышит тупой звук. По его возникновению можно судить о размерах зоны, которую не закрывает легочная ткань.

После того, как специалист получил представление о сердечных линиях, он определяет местоположение верхушечного толчка. Он располагается по левому краю относительной тупости. Это уровень пятого ребра.

Источник: //prososudy.com/serdtse/granitsy-serdtsa-u-detej-v-norme-tablitsa.html

КругМедика
Добавить комментарий