Больной с сенсорной афазией

Сенсорная афазия: возникает при поражении, симптомы, лечение

Больной с сенсорной афазией

Сенсорная афазия проявляется проблемами речевой деятельности, возникающими при поражении центров коры головного мозга и их проводящих путей, отвечающих за речь. Пациенты путают звуки, не в состоянии назвать предметы. Эти нарушения обозначаются термином «афазия».

Мучает какая-то проблема? Введите в форму “Симптом” или “Название болезни” нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни. Сайт предоставляет справочную информацию.

Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания.

Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции! Здесь можно записаться на прием к врачу.

Симптомы

Медики выделяют основные типы заболевания в зависимости от места локализации патологии и конкретных проявлений дисфункции речи:

  1. Страдающие моторной афазией понимают обращенные к ним слова, но затрудняются или не могут произнести фразу либо отдельное слово. В тяжелых случаях способность говорить полностью утрачивается или сокращается до воспроизведения однотипных коротких обрывков.
  2. При сенсорной форме афазии, или афазии Вернике, больной может говорить, но не понимает родную речь.

При сенсорной форме афазии у пациентов отмечаются проявления:

  • Страдающий хорошо слышит все, что произносится, но не может интерпретировать звуки речевого потока. Слова, сказанные на родном языке, кажутся ему полнейшей бессмыслицей, как иностранная речь, как шум, лишенный информационного смысла.
  • Больные не испытывают трудностей в произнесении фраз, часто бывают многословны, но их речь бесконтрольна, обрывочна, бессвязна, лишена смысла. Она насыщена служебными словами, собственными неологизмами в ущерб глаголам и существительным.
  • Поведение больного часто возбужденное, он эмоционален, много двигается. Сильно раздражается из-за того, что его не понимают, но сам не в состоянии оценить неинформативность своего речевого потока.
  • При нетяжелых формах патологии больной понимает и выполняет отдельные простые команды. Эта особенность позволяет медикам дифференцировать сенсорную афазию от заболеваний, которые связанны с нарушениями слуха или психики. Страдающий улавливает в речевом потоке отдельные слова, может точно повторять фразы, общее содержание речи остается для него непонятным.
  • Патологии часто сопутствуют нарушение зрения — гемианопсия, когда выпадает правая половина или верхняя четверть поля зрения обоих глаз. Ограничена подвижность лицевых мышц справа.

С течением болезни могут появляться новые очаги поражения, вызывая дополнительные речевые нарушения.

Формы

На практике смешанные формы встречаются чаще, чем сенсорная или моторная афазия в «чистом» виде. Дополнительно:

  • Транскортикальная сенсорная, или семантическая, афазия. Трудности и ошибки возникают при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций, особенно отражающих пространственные взаимоотношения;
  • Проводниковая. Проблемы появляются при попытках повторения предложений за доктором, при чтении вслух;
  • Амнестическая, которая встречается при прогрессировании болезни Альцгеймера.
  • При акустико-мнестическом варианте пациент различает фонемы, но не может образовывать из них слова, особенно существительные. Речь бедная, много местоимений. Несколько затруднено понимание услышанного, прочитанного.
  • Больные оптико-мнестического подтипа успешно узнают предметы, но не могут припомнить их названия без дополнительной подсказки.
  • Наиболее тяжелый сенсорно-моторный вариант афазии возникает после инсультов, когда имеется большой очаг поражения. Пациент не в состоянии понять речь и сам затрудняется что-либо произнести. Сенсорно-моторная афазия часто бывает тотальной ввиду полной утраты речевой функции.

Причины

Личный опыт восприятия речевого потока утрачивается из-за нарушений в нормальной работе корковой части слухового анализатора, который располагается в височной доле коры мозга.

Слуховой анализатор отвечает за переработку и анализ сигналов, поступающих из внешнего мира. Сбои в его функционировании вызывают:

  1. Различные виды инсультов.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Новообразования.
  4. Аневризмы сосудов головного мозга.
  5. Последствия энцефалита и других инфекций.
  6. Некоторые психические расстройства.

К провоцирующим факторам относятся пожилой возраст, наследственность, гипертония, пороки сердца.

Лечение

Достаточно долгое и трудоемкое лечение сенсорной афазии включает занятия у врача-логопеда, прошедшего специальную подготовку.

Коррекционная работа направлена на восстановление слухового восприятия, понимания речи, чтения, письма.

Взаимодействие доктора и пациента осложняется трудностью общения с человеком, который не интегрирует смысл из звуков родного языка.

Терапия этого патологического состояния включает:

  • Медикаментозные средства: ноотропные и нейротрофические препараты, витаминотерапия.
  • Дополнительные лекарства прописывают в зависимости от причин, вызвавших появление патологии.
  • Показаны занятия лечебной физкультурой, массаж, физиотерапевтические процедуры.
  • В восстановительной терапии используют специализированные компьютерные программы, помогающие улучшить речевые способности.
  • В домашних условиях пациенту необходима доброжелательная комфортная атмосфера, терпение близких. Родные помогут речевой реабилитации, если будут чаще разговаривать с больным, и размеренно произнося простые фразы, вовлекая в общую беседу, выслушивая его мнение.

Посильное участие в домашних делах несет положительное действие.

Упражнения

С лечебной целью рекомендуются упражнения:

  • Работа с предметными картинками: классификация изображений по их названиям, признакам, общим категориям.
  • Выбор правильного наименования из нескольких предложенных.
  • Дифференциация близких по звучанию слов.
  • Соотнесение изображений и текста: составление рассказов по сюжетам картинок.
  • Ответы на вопросы: сначала получают односложные ответы, затем отрабатывают диалоги от простых к более развернутым.
  • Чтение и письмо: начинают с отдельных букв и слогов, которые затем складывают в слова. Затем пишут несложные диктанты. Чтение вслух начинают с небольших текстов, постепенно переходя к более пространным произведениям. Осваивают пересказ, отвечают на вопросы по содержанию текста.

Афазия после инсульта

Если патология развилась в результате инсульта, коррекционные логопедические занятия начинают с первых недель, как только позволит лечащий врач.

Вначале реабилитации нужно опираться на речевые стереотипы: порядковый счет до 10, пение известных песен, припоминание известных стихотворных строк.

//feedmed.ru/bolezni/nervnoj-sistemy/sensornaya-afaziya.html

Для таких больных важна поддержка родных. Здесь необходимо осознать, что быстрого восстановления ждать не следует.

Старайтесь концентрировать внимание на достижениях, пусть самых маленьких.

Позитивная обстановка способна сократить восстановительный период.

Чем раньше были начаты лечебно-коррекционные мероприятия, чем слаженнее совместная работа доктора, пациента и его семьи, тем прогноз благоприятнее.

В медицинской практике имеются примеры значительного улучшения речевой способности, даже если афазия возникает при поражении большого объема мозга (после травм и мозговых кровоизлияний).

Особенности питания

Курс лечения афазии долгий и трудный, поэтому, начиная лечиться, больной и вся его семья должны хорошо подготовиться к тяжелой битве за здоровье. Чтобы достичь стопроцентного результата от лечения, нужны постоянные занятия с логопедом, психологом, неврологом, полезное, здоровое питание. Во время лечения головной мозг больного постоянно работает.

Больной может часто сидеть в одном положении за изучением букв или чтением какой-нибудь книги. Рацион больного афазией должен быть особенным. У человека с таким заболеванием должно быть пятиразовое питание, то есть он должен употреблять пищу в небольшом количестве и часто.

В питание нужно ввести то, что помогает хорошей работе мозга:

  • Креветки, нежирная рыба;, все морепродукты насыщают организм жирными кислотами, помогающие хорошему вниманию и памяти;
  • Репчатый лук — он хорошо преодолевает усталость и нервное напряжение, разжижает кровь, что еще больше снабжает мозг кислородом;
  • Орехи отлично успокаивают нервную систему, из-за большого содержания в них витамина B; свежие фрукты, ягоды, особенно авокадо, бананы, черника, клюква, клубника капуста, свекла, шпинат, лимон, ананас и другие;
  • Нежирное мясо (говядина, курица);
  • Молочно-кислые продукты (творог, йогурт, кефир);
  • Бобовые, злаковые культуры и макаронные изделия.

Завтрак больного этим заболеванием должен состоять из 20% дневного рациона, например, мюсли с йогуртом, каша, яйцо вареное, хлеб второго сорта, фрукты.

На полдник можно немного перекусить каким-нибудь фруктом или съесть 100 — 200 грамм любых орехов и попить питьевой йогурт, кефир, чай с лимоном.

Обед должен состоять из 40% дневного рациона, например, свежий салат из овощей, кусок нежирного мяса с картофелем, каша, компот из свежих ягод или сок. На ужин подойдет кусочек нежирного мяса или рыбы, овощной салатик, какой-нибудь фрукт, кефир.

Рацион помогает хорошо функционировать головному мозгу, что помогает быстрой реакции, мышлению, а значит скорейшему избавлению от такой неприятной болезни и приобретению полноценной речи.

Лечение народными средствами

Народных средств против такого заболевания нет. Заболевание можно вылечить только ежедневными занятиями с логопедом. Самым эффективным методом лечения является дельфинотерапия, иппотерапия (лечение лошадьми) и фелинотерапия (лечение кошками).

Расскажем подробнее о таких методах:

  1. Иппотерапия (лечение лошадьми). Во время присутствия больного рядом с лошадью, у него начинает успокаиваться нервная система, что считается единственным преимуществом от занятий с логопедом, способствующие иногда волнению человека и торможению лечения. Общение с лошадьми у больного вызывает много радостных эмоций, помогающие нормализовать работу мозга, что, восстанавливает иммунную систему. Когда больной приходит на такие занятия, то его покидают все проблемы, он начинает хорошо говорить, понимать речь окружающих. А в дальнейшем он начинает понимать все и говорить, даже в другой местности. Кроме эмоционального общения, катание верхом на лошади развивает у больного моторику, которая восстанавливает клетки мозга. Если все это совмещать, то через несколько таких занятий можно достичь превосходных результатов, человек сможет вернуться к привычной жизни.
  2. Дельфинотерапия. Дельфинов используют в медицине и психотерапии. Во время общения с дельфинами у человека стабилизируется психоэмоциональное состояние, снимается психологический стресс. Терапия дельфинами — это прекрасный способ избавиться от этой болезни, восстановиться после разных экстремальных условий, например, ураганов, землетрясений.
  3. Фелинотерапия. Многие наверняка знают, что кошки — это самые ласковые животные, способны успокоить и порадовать после нервных напряжений. А спокойная обстановка в компании с кошкой положительно влияет на клеточки мозга, давая им быстрее восстанавливаться, что помогает скорейшему выздоровлению.

Общение с такими животными играет лечебную роль, вырабатывает у человека желание заботиться и любить животных.

Последствия и осложнения

Если афазию не лечить, то самое первое и страшное осложнение — это полное отсутствие речи, неумение писать, читать и понимать речь окружающих.

Если возникла акустико-гностическая афазия, произошедшая у ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, то это может принести страшное осложнение в виде полного отсутствия речи или к дальнейшему грубому изменению речевого развития. Неожиэто купирование моторной афазии приводит к заиканию.

Если долго не лечить такую патологию, то она в дальнейшем приводит к следующим последствиям:

  • Развитие необратимых дефектов речи;
  • Затрудненное адаптирование в обществе, больной становится изгоем;
  • Летальный исход.

Обязательно помните, что сенсорная афазия — это опасное поражение головного мозга, требующее лечения. Эта проблема считается только следствием более страшной болезни, которая всегда нуждается в долгом курсовом лечении, а иногда и хирургической операции.

Профилактика

Лечение афазии — это процесс долгий и трудный, который требует вмешательства логопеда, невролога, психолога и всех близких родственников. Полноценная речь у пациента восстанавливается намного быстрее, если вовремя начать курс лечения медикаментами и логопедическими занятиями.

Насколько будет успешен прогноз восстановления речи, можно сказать после локализации размеров зоны нарушения, стадии речевого расстройства, начального времени восстановительного обучения. Это зависит от возраста и основных показателей здоровья пациента. Наиболее хорошие результаты в основном отмечаются у молодых пациентов.

Чтобы не стать жертвой такого страшного и неприятного заболевания, надо при первых признаках неожиэтих болей в голове провериться у специалиста, чтобы заранее выявить все проблемы и вовремя выявить небольшие опухоли головного мозга. Еще в качестве профилактики нужно постоянно следить за артериальным давлением для предупреждения нарушений мозгового кровообращения.

Причины сенсорной афазии, как опухоли, разные травмы, припадки, судорожное состояние и другие, профилактическим методам не подаются. А главное, чтобы не развить сенсорную афазию, следует как можно лучше беречь голову от разных даже небольших травм, расстаться с негативными привычками, правильно питаться, не впадать в депрессии и избегать стрессов.

Врач: Шишкина Ольга
✓ Статья проверена доктором

Источник: //FeedMed.ru/bolezni/nervnoj-sistemy/sensornaya-afaziya.html

Самое важное о сенсорной афазии

Больной с сенсорной афазией

Сенсорная афазия − речевое нарушение, имеющее общие признаки с алалией. Только алалию определяют у ребенка, а афазия возникает у взрослых людей после инсульта.

При данном речевом нарушении человек не понимает обращенную к нему речь и сам не может общаться с окружающими.

Специалисты в области дефектологии и логопедии изучают эту проблему, чтобы предложить наиболее эффективные пути коррекции.

Краткая характеристика механизма нарушения

Aphasia − это частичная или полная утрата речевой функции в результате поражения определенных участков головного мозга. Отмечается нарушение всех составляющих речи: фонетическая сторона, грамматический строй и т. д. Есть несколько форм этого дефекта, отличающихся механизмами нарушения и местом локализации.

Сенсорная афазия была исследована в 1874 году Вернике, который выяснил, что очаг поражения − задняя треть височной извилины левого полушария.

Характерной особенностью этой формы является сложность понимания речи на слух. Между специалистами возникали споры о механизме нарушения анализа речи.

Одни считали, что это только акустический (слуховой) аспект, другие полагали, что значение имеет и артикуляционная составляющая.

В последних исследованиях было подтверждено, что для понимания речи важно проговаривание «про себя». А значит, что на слуховое восприятие оказывает влияние и артикуляционная составляющая. Поэтому при коррекционной работе обращают внимание не только на фонематические процессы, но и на артикуляцию.

Причины возникновения сенсорной афазии:

  • инсульт;
  • опухоли нервной системы;
  • черепно-мозговые травмы.

Данное речевое нарушение связано с неврологией, поэтому только комплексная работа с участием различных специалистов поможет достичь хороших результатов.

Описание симптоматики

Главный симптом сенсорной афазии − полное или частичное непонимание человеком речи. Человеку кажется, что окружающие разговаривают с ним на непонятном языке. При этом он само слово слышит, но не соотносит его с предметом. У людей с сенсорной афазией снижен контроль за речью, поэтому трудности понимания они компенсируют большим количеством слов.

Речь при такой форме афазии характеризуется заменами − фонематическими и артикуляционными. Пациент правильно называет слово, но при его дальнейшем повторении искажается звуковое и темпо-ритмическое оформление, потому что он не запоминает порядок звуков.

При чтении пациент с сенсорной афазией испытывает сложности в постановке ударения, поэтому ему трудно усвоить смысл прочитанного.

Но стоит отметить, что во время чтения человек с данным дефектом имеет меньше всего трудностей, потому что оно основано на зрительном и кинестетическом контроле.

Сильнее всего нарушается письмо и его состояние зависит от степени сохранности фонематического слуха. Больной испытывает затруднения с письмом под диктовку и со списыванием слов.

Кроме речевых нарушений, у людей с сенсорной афазией отмечаются нарушения и в эмоционально-волевой сфере.

Они возбудимы, пытаются что-то делать, с трудом соблюдают постельный режим, а если что-то не получается, расстраиваются. Люди не осознают, что у них есть нарушения в речи, используют большое количество слов, часто обращаются с вопросами к окружающим и раздражаются, если им не отвечают. Человек с сенсорной афазией расстраивается и потому, что сам не понимает речь окружающих.

Особенности диагностических мероприятий

Обследование необходимо комплексное, его проводят различные специалисты – нейропсихологии, логопеды, врач. Во время поведения диагностики особое внимание уделяют предварительной беседе. Специалист смотрит на следующие аспекты:

  • осознает ли человек ситуацию во время беседы;
  • как ориентируется в окружающем мире;
  • как он выражает свое мнение и рассказывает о своих размышлениях;
  • присутствуют в речи или нет определенные речевые автоматизмы (выражения), произвольные или нет;
  • насколько активно используются во время общения мимика, жесты, интонации;
  • отношение к своему состоянию.

Затем специалист переходит к оцениванию моторной сферы (общая, кистевая и пальчиковая, артикуляционная), оптического, сомато-сенсорного и слухового гнозиса.

Задача на этом этапе − определить как человек различает и узнает предметы по форме, цвету, внешнему виду, ориентируется в пространстве; может ли он определить место прикосновения, узнать предмет на ощупь.

При обследовании акустического гнозиса специалист смотрит, как пациент узнает неречевые шумы и знакомые мелодии.

В диагностике особое внимание уделяется обследованию состояния речевой функции, а именно состоянию импрессивной (понимание) и экспрессивной (разговорной) сторон речи. При обследовании импрессивной стороны логопед оценивает следующие пункты:

  • уровень понимания речи;
  • может ли соотносить слово с предметом;
  • уровень понимания сложных грамматических конструкций.

Диагностика экспрессивной составляющей включает:

  • автоматизм порядковой речи – это счет, названия и порядок дней недели, месяцев, может ли продолжить известные пословицы и т. д.;
  • эмоционально окрашенные автоматизмы;
  • сравнение количества произвольной и непроизвольной речи;
  • повторение заданного речевого материала;
  • оценка состояния спонтанной (неподготовленной самостоятельной) речи;
  • сохранность чтения и письма.

Кроме того, у людей с афазией обследуют состояние интеллекта и высших психических функций. Данное речевое нарушение является не только логопедической проблемой, но и нейропсихологической, т. к. механизм нарушения затрагивает работу речевых областей головного мозга. Поэтому в восстановительной работе принимают участие логопеды, нейропсихологии, неврологи, дефектологи и физиотерапевты.

Основные принципы коррекционно-восстановительной работы

Успех лечения человека с афазией (любой формы) зависит от того, будет ли специалист строить работу на основе принципов, выделенных Л. С. Цветковой на основании идей А. Р. Лурии. Нужно учитывать не только состояние речи человека, но и особенности его личности, так как при афазии отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы.

Обязательно на занятиях нужно задействовать сохранные функции – так специалист облегчит процесс восстановления и проще будет создать ситуацию успеха для мотивации на дальнейших занятиях.

Конечно, всю работу нужно строить исходя из результатов диагностики и особенностей структуры дефекта.

В процессе обучения специалист должен опираться на работу сохранных анализаторов и создавать новые функциональные связи на их основе.

Занятия строят на основе принципа «от простого к сложному», материал и задания усложняют постепенно. Материал должен быть разнообразным и помогать задействовать различные анализаторы.

При коррекции афазии учитывают и эмоциональную составляющую материала.

Чем он ближе пациенту и вызывает больше эмоций, тем лучше – так быстрее начнут создаваться необходимые ассоциативные связи, которые нужны для коррекционной работы.

Первостепенная задача коррекционной работы при афазии любой формы – это восстановление речи не в качестве приспособления к дефекту, а как средства взаимодействия с окружающим миром.

Восстановление не просто отдельных составляющих, а полноценной речевой функции и возвращение человека в нормальную речевую среду.

Поэтому при афазии занимаются не только индивидуально, но и проводят групповые занятия. Диалоги между пациентами и специалистами помогают восстановить коммуникативную функцию речи. Групповые занятия могут вызывать больше эмоций, что является стимулом для пациента. Преимуществами этой формы работы являются также подражание, помощь, ощущение поддержки и т. д.

Но и индивидуальные занятия также важны, потому что задания подбирают с учетом индивидуальных особенностей человека. Это позволяет максимально эффективно проработать наиболее пострадавшие составляющие речевой функции. Для успешной коррекционной работы нужно сочетать групповые и индивидуальные занятия с различными специалистами.

Рекомендации родственникам

Главный совет − это терпение, не нужно повышать голос или раздражаться на вопросы человека с афазией. От того, что вы будете говорить громче, он понимать вашу речь лучше не станет. Заниматься нужно в первые дни после инсульта, с разрешения врача-невролога. Чем раньше вы станете проводить коррекционную работу, тем она будет эффективнее.

Семья человека, имеющего афазию любой формы, должна принимать активное участие в процессе реабилитации. Потому что для таких пациентов очень важна эмоциональная составляющая, и восстановление речи происходит быстрее, если речевой материал ему хорошо знаком. Человек не должен находиться в «речевой изоляции» − привлекайте его к обсуждению простых бытовых тем.

Кроме занятий со специалистами, необходимо медикаментозное лечение, которое поможет восстановить работу пораженных участков головного мозга. На начальных этапах реабилитации пациенту необходимо помогать, но задача родственников научить его самостоятельно выполнять задания, потому что глобальная цель реабилитации − максимальное восстановление нормальной речевой среды.

Особенности работы при сенсорной афазии

проблема при данной форме − полное или частичное непонимание речи, и на ее коррекции будет строиться вся работа. Вначале человека учат понимать простые бытовые слова. Для этого проводят работу по растормаживанию речи на основе старых речевых стереотипов.

Во время занятий не нужно говорить на повышенных тонах. Речевой материал подбирают не в зависимости от его легкости, а насколько по смысловой и эмоциональной нагрузке он близок пациенту.

Чтобы на этом этапе не закрепить аграмматизмы, во время первых занятий упор делают на лексическую составляющую, а звукопроизношение корректируют позже.

Человека обучают понимать речь, беря за основу «контрастные» слова. Например, ему показывают две картинки, на которых изображен слон и дом, и называют. Затем пациента просят показать, на какой картинке, что изображено. Главное условие − эти слова должны быть простыми и понятными всем, обобщающими.

Человеку с сенсорной афазией важно давать возможность прослушивать слова, поэтому в коррекционной работе используют магнитофон. Он должен не только слышать слово, но и видеть соответствующую картинку и как оно пишется. Ведь задача − восстановить умение соотносить слово с предметом.

Работу с диалогической формой речи нужно строить на основе правильно заданных вопросов. Например, у пациента спрашивают «Ты сидишь?», он отвечает. Таким образом человек с помощью наглядных действий учится понимать речь. Можно задавать вопросы, в которых ответ содержится полностью или частично, особенно на начальных этапах лечения. На действиях отрабатывают глагольную лексику.

Также нужно включить упражнения на распознавание звуков в речи.

Для этого называют слова с одним и тем же звуком, который находится в одной позиции (например, в начале слова). Показывают, как эти слова пишутся, где находится буква, обозначающая нужный звук. Затем пациенту предлагают вставить пропущенную букву в слово.

Обязательно во время выполнения упражнений показывайте человеку картинку − используйте в работе сохранные анализаторы. Просите показать, где животное спит, ест, бегает.

Точно так же отрабатывайте и прилагательные: просите показать, где находится синяя шапка, красное платье и т. д. Постепенно увеличивайте количество картинок.

На данном материале вы можете отрабатывать различение звонких−глухих фонем, твердых−мягких звуков. Потом речевой материал усложняют и переходят к фразам, предложениям.

На всех этапах работы используйте чтение, письмо, счет. Проговаривайте отрывки из известных детских стихотворений, фразы из популярных фильмов. Все это позволит человеку научиться понимать речь окружающих.

Афазия, особенно сенсорная, остается недостаточно изученной в современной логопедии.

Специалисты продолжают проводить исследования, чтобы определить какие медикаменты могут эффективнее способствовать восстановлению речи, какие методы работы будут еще более продуктивными.

Современные специалисты в своей работе опираются на принципы и методы, сформулированные Л. С. Цветковой, и на работы А. Р. Лурии.

Источник: //LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/sensornaya-afaziya/

Сенсорная афазия (Вернике) – признаки и восстановление

Больной с сенсорной афазией

20.03.2019

Сенсорная афазия Вернике – нейропсихологическое и неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением понимания речи. По А. Лурии больной с сенсорной афазией не способен различать фонематический состав слов. Утрачивается понятие «фонемы», поэтому в основу патологии укладывается феномен отчуждения смысла слова.

Сенсорная дисфазия имеет центральный механизм, в основе которого лежит патология высшей корковой функции височной коры. При этом периферические органы слуха, проводящие пути и нервные волокна целы. Это значит, что человек слышит обращенную к нему речь, фразы и слова, но он не понимает смысла: для больного это набор бессмысленных звуков. Для него родная речь становится иностранной.

Диагностика

Диагностикой занимается врач-психиатр совместно с логопедом. После того, как больной придет в сознание, с ним начинается диагностическая работа. Сначала врачи беседуют с больным. В ходе беседы специалисты выслушивают речь и исследуют понимание обращенных слов к больному.

Обращается внимание на речевую продукцию, число сказанных за минуту слов, наличие повторов слов и фраз, длительность фраз и их структура. Учитывается нарушение падежей, наличие союзов, предлогов. Оценивая структуру повествования, врачи параллельно смотрят на моторную функцию: проводится оценка

Методы коррекции

Лечение сенсорной афазии начинается с восстановления общего состояния больного. Врачи должны убедиться, что пациент уже может учиться без ущерба для его здоровья и без сильной психофизиологической нагрузки.

Сначала назначается медикаментозная терапия, стабилизирующая состояние пациента и улучшающая трофику головного мозга. Проводится этиотропная терапия, устраняющая причину дисфазии.

задача восстановительного обучения – реабилитировать речевые навыки и восприятие диалога, вернуть больного в социум, научить самостоятельно следить за состоянием своей речи.

Восстановление речи при сенсорной афазии проводится логопедом. Считается, что наибольший шанс полного восстановления имеют молодые люди, наличие высшего образования и геморрагический инсульт (в плане соотношения прогноза ишемический инсульт тяжелее геморрагического).

Логопедические упражнения выполняются самостоятельно под присмотром родственников или «очно», непосредственно со специалистом. Упражнения следует выполнять уже сразу после инсульта, как только пациент придет в сознание. Занятия с логопедом длятся весь период реабилитации.

В реабилитации имеет значение частота и интенсивность занятий. Так, исследования показали, что восстановление речи зависит не так сильно от сложности и специфики заданий, как от напора и частоты выполнения самих упражнений.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник: //sortmozg.com/zabolevaniya/sensornaya-afaziya

Моторная, сенсорная афазия – амнестическая афазия, афферентная моторная, после инсульта

Больной с сенсорной афазией
Речь является одной из осознанных высших психических функций, присущих исключительно человеку. Ее становление связано с длительным культурно-историческим наследием.

Формирование основ речи проходит ряд последовательных этапов с последующим преобразованием в целую систему средств общения, а также связанных с ней других психических процессов, включая и мышление.

Утрата способности говорить, выражать словами мысли и понимать обращенные речевые звуки существенно снижает качество жизни больного и его социализацию. Такое расстройство уже сформированной речи носит название афазия (aphasia).

Афазия – это системное расстройство речи, возникающее при органических поражениях мозга и охватывающее различные уровни системы речи. Подобные дефекты преобразуют другие психические процессы и приводят к распаду всей психической деятельности человека.

Что такое афазия?

Афазия – это вторичное заболевания, которое возникает в результате поражения участков головного мозга, отвечающих за речь. Проявляется недуг невозможностью говорить, читать, писать и понимать разговор других людей.

В большинстве случае возникает болезнь внезапно, но при опухолевом заболевании развивается постепенно вместе с ростом новообразования. Афазии подвержены все люди, но чаще болезнь встречается у пожилых.

Форма и вид развития болезни зависит от месторасположения и размера поврежденного участка головного мозга, возраста пациента и типа болезни. Нередко недуг сопровождают другие расстройства, например, нарушение артикуляции или апраксия речи.

Сенсорная афазия

Данная форма заболевания проявляется в том, что человек полностью перестает понимать и воспринимать речь

При данном виде речевого расстройства человек перестает понимать речь, и свою и окружающих, то есть наблюдается нарушение слухового гнозиса. Человек слышит речь, но отсутствует ее фонематическое понимание. При сенсорной афазии речь воспринимается как «тарабарщина» или просто шум. Поскольку речевой контроль пропадает, то речь экспрессивная расстраивается вторично.

Больной «тараторит», не в силах остановиться (логорея), понять его невозможно, речь изобилует вербальными и литеральными парафазиями. Наблюдается персеверация — постоянное повторение одних и тех же звуков, слов или слогов.

Обычно у больных нет осознания своего дефекта. Писать и читать они тоже толком не могут, не различают буквы, где «с» где «з», не понимают различия в написании слов «сок», «бок».

Причины развития заболевания

При развитии афазии человек теряет возможность выражать свои мысли вербально и понимать чужую речь (как устную, так и письменную). Заболевание весьма опасное, поскольку нарушает привычный ритм жизни человека, не дает возможности вести полноценную жизнь. К основным причинам афазии относится:

  • Инсульт – нарушение кровообращения в мозге, что нарушает его функционирование, в частности, в области, отвечающей за речь. Клетки отмирают и не могут проводить импульс и выполнять свою привычную «работу».
  • Травмы головы, сотрясение головного мозга.
  • Инфекционное или вирусное поражение мозга (менингит, энцефалит).
  • Развитие опухолевого образование в мозге.
  • Психическое расстройство – слабоумие.
  • Химическое поражение головного мозга.
  • Нарушение работы центральной нервной системы, в том числе болезнь Альцгеймера.

Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение

Речевые расстройства являются распространенным симптомом инсульта (15–38%). Они часто приводят к стойкой инвалидизации, значительно затрудняют реабилитацию в восстановительном периоде, снижают качество жизни как самих больных, так и окружающих лиц, вызывают негативные психоэмоциональные реакции, повышают экономические затраты на лечение.

У пациентов с постинсультными афазиями по сравнению с пациентами с инсультом, но без речевых расстройств выше смертность, они дольше остаются в стационаре.

Предикторами хорошего восстановления речевой функции являются легкая и умеренная степень выраженности речевых расстройств в остром периоде инсульта, объем повреждения головного мозга (чем меньше ишемический очаг, тем выше шансы на восстановление), молодой возраст, высокий индекс Бартел, высокий уровень образования.

Помимо терапии базисного сосудистого заболевания пациенты с речевыми расстройствами нуждаются в систематических логопедических занятиях и приеме препаратов с целью оптимизации церебральных нейрорепаративных процессов.

Таблица. Виды афазий

Афазии – это нарушение высших психических функций человека, которое заключается в утрате или снижении способности к вербальной коммуникации, включая построение собственного речевого высказывания и/или понимание обращенной речи.

Как правило, у пациентов с афазией отмечается патология как устной, так и письменной речи (чтение, письмо), а также обнаруживаются трудности при использовании языка жестов и шрифта Брайля (рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых).

Нейроанатомия афазий

Речевые зоны представляют собой сложноорганизованную нейрокогнитивную сеть, расположенную в доминантном полушарии. Примерно у 95% людей доминантным по речи является левое полушарие, а в 5% случаев или оба полушария участвуют в иннервации речи, или доминантным становится правое полушарие.

Уже при рождении более чем у половины новорожденных кора в области Вернике и угловой извилины в левом полушарии примерно на 50% больше по объему, чем в правом [1].

Если по какой-либо причине в очень раннем детстве левые речевые области страдают, то правое полушарие мозга приобретает признаки доминантного [1].

Речевые центры включают в себя задние отделы левой лобной доли (область Брока) и левую верхнюю височную извилину (область Вернике), а также связи между этими зонами. В зоне Брока формируется двигательная программа речевого высказывания. Область Брока проецируется непосредственно на нейроны прецентральной извилины, которые иннервируют мышцы гортани и ротовой полости.

Область Вернике отвечает за сличение слуховой информации со зрительными и кинестетическими образами, что необходимо для понимания обращенной речи. Сличение информации обеспечивается связями между областью Вернике и затылочной, а также теменной корой.

Еще один важный для речи церебральный отдел – угловая извилина в нижней теменной дольке, которая ответственна за восприятие письменной речи и языка жестов.

Помимо классических речевых центров в формировании речи важную роль играют и другие области головного мозга. К ним относят островок (имеет важное значение для артикуляции), зоны лобной и височной доли (осуществляют обработку предложений), а также зоны затылочной и теменной коры головного мозга (отвечают за память на значения слов) [2–5].

Подкорковые ядра головного мозга также вносят существенный вклад в поддержание нормальной речевой функции.

Диффузионно-взвешенная и перфузионно-взвешенная магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга у пациентов с ишемическим повреждением подкорковых ядер и афазией показала вторичное снижение перфузии в подкорковых серых узлах.

Однако прогноз при подкорковой афазии более благоприятный, чем при корковом поражении [6]. В последние годы также активно обсуждается роль повреждения мозжечка, поскольку оно также может приводить к дисфазическим расстройствам в виде нарушения грамматического строя речи [7].

Этиология афазий

Наиболее частой причиной афазии является ишемический инсульт. Реже расстройства речи наблюдаются при геморрагических инсультах, объемных образованиях головного мозга, инфекционных повреждениях (абсцессе, энцефалите), черепно-мозговой травме. Описаны редкие случаи развития афазий при демиелинизирующих заболеваниях [8, 9].

Преходящие афазии могут наблюдаться при транзиторных ишемических атаках, эпилепсии, мигрени. Наличие афазии во время транзиторной ишемической атаки – один из факторов высокого риска развития инсульта в ближайшие дни и недели [10].

Постепенно прогрессирующая афазия может быть также проявлением нейродегенеративного заболевания.

Чаще всего постепенно прогрессирующая афазия связана с лобно-височной дегенерацией, реже – с болезнью Альцгеймера или другими дементирующими заболеваниями.

При этом в некоторых случаях в клинической картине на протяжении многих лет отсутствуют какие-либо иные когнитивные и/или поведенческие расстройства (так называемая первичная прогрессирующая афазия) [11–13].

Исследование речевого статуса

Для диагностики и анализа особенностей дисфазии необходимо внимательно выслушать речь пациента, исследовать понимание обращенной речи, чтение и письмо.

Следует обращать внимание на число слов, произносимых за минуту (беглость речи), немотивированные повторения отдельных слов и фраз (персеверации), укороченные фразы (менее пяти слов), ошибки в грамматическом построении высказывания (падежные окончания, предлоги, союзы, порядок слов в предложении и др.

) и/или трудности в понимании грамматических конструкций. Кроме того, нужно оценить способность управлять движениями артикуляционных мышц (речевой праксис). Для этого можно попросить пациента несколько раз повторить словосочетание «артиллерийская бригада».

Важная часть исследования речи – оценка ее номинативной функции

. Пациенту показывают те или иные предметы и просят их назвать, начиная с привычных (например, ложку, ручку, кружку) и переходя к необычным (например, фонендоскопу). Недостаточность номинативной функции речи отмечается при многих афазиях, иногда становясь одним из основных проявлений дисфазии.

Оценка понимания устной речи

проводится путем проверки выполнения устных команд, вначале простых, а затем сложных («закройте ваши глаза», «покажите мне два пальца», «дотроньтесь правой рукой до левого уха»).

Далее можно перейти к исследованию понимания более сложных грамматических структур («Отец брата и брат отца – это один и тот же человек?» или «Дядя моей тети – мужчина или женщина?»).

Последние пробы могут выявить недостаточность понимания, в том числе у тех, кто выполнил простые устные команды.

При проверке функции чтения

пациента просят прочитать вслух абзац из газеты, журнала, оценивая правильность произнесения слов. Понимание письменной речи может быть проверено с помощью письменных команд (например, «возьмите этот листок бумаги, сложите его пополам и положите на пол» или «закройте ваши глаза»).

Оценка письма

– пациента просят написать любое предложение. Можно также продиктовать больному любой текст или предложить написать названия предметов, нарисованных на картинках.

Приведенные выше методики позволяют диагностировать дисфазию, не отходя от постели пациента, что имеет большое значение в остром периоде инсульта.

При диагностировании у пациента речевых расстройств необходимо более подробно их исследовать, проанализировать количественные и качественные особенности, а также оценить другие высшие мозговые функции: внимание, память, праксис, зрительно-пространственную ориентацию и др.

Источник: //sakhbmc.ru/drugoe/afaziya-eto-narushenie.html

КругМедика
Добавить комментарий